Lenya (lenya) wrote,
Lenya
lenya

Category:

С детства ненавижу музыку

Originally posted by pianola67 at С детства ненавижу музыку
Как музыковедьма (причем, с огромным пороком - абсолютным музыкальным слухом) я с детства ненавижу музыку. Кстати, среди музыкантов-профессионалов выражение - "с детства ненавижу музыку" - весьма распространенное и близкое сердцу. При этом они (мы) могут фанатично заниматься тем, кто на что учился, и совершенствоваться, и следить за новостями, и офорумевать от обалденной ссылки... И ненавидеть музыку. А еще они (мы) могут равнодушно ремесленничать, просто зарабатывая деньги, и ПОЭТОМУ ненавидеть музыку, попадая в сонмища тех, кто ненавидит свою работу...
С детства ненавижу музыку.
А всё легко объяснимо: ТЫ ЗНАЕШЬ, ИЗ ЧЕГО ОНА СДЕЛАНА. И слышишь, КАК сделана. А наличие абсолютного слуха напрочь убивает возможность ПРОСТО слушать. Должна признаться, что мне до смерти надоели слуховые "рентгеновские снимки"  - а именно так выглядит то, что я слышу! В атмосфэре шоу-шизнеса и всё чаще - в сфере так называемого "академического искусства" ощущаешь себя неприглашенным, но случайно попавшим на консилиум хирургом-консультантом: на слуховом рентгене - многочисленные ушибы, переломы, опухУли и смещения, несовместимые с жизнью звучащего опуса; и все это видят (слышат), но реанимируют до последнего и выписывают из больнички СУЩЕСТВОВАТЬ, не нуждаясь в твоем мнении. Вознесенский как-то сказал, что "философия существования - единственное новое, что нам дала философия 20 века". Можно спорить. А можно и не надо. А спроецировать на музыку. 
С детства ненавижу музыку.
Музыкальный экзистенциализм... Философия музыкального существования (только не путайте с философией музыки - о ней уже умные дяденьки написали, причем, еще в середине ХХ века. Например, немец Теодор Адорно в 1949). Так вот, о нынешнем музыкальном существовании. Оно не развивается. И оно бесформенно. Еще лет 30 назад легко можно было построить пирамиду (касается любого музыкального направления): верхушка - два-три имени (гении и основоположники или гении-основоположники), следующий уровень (шире) - первые последователи и усовершенствователи, следующая площадка - совсем широкая - эпигоны разного толка, но с идеями; и в основании - многочисленные подражатели и стилизаторы. Сейчас вся катастрофа в том, что расхожий культурный музыкальный товар потерял форму - пирамиды исчезают. А пирамида попсы исчезла уже давно. Много однояйцевых близнецовых лиц и одна большая задница. Как эта фигура называется?.. 
С детства ненавижу музыку.
Питерский писатель, публицист, блоггер Тарас Бурмистров три года назад (в 2008) написал: "И тот ренессанс (выделено мной), который испытывает сейчас музыка, при тех очевидных трудностях, которые переживает литература и тяжком упадке, постигшем живописное искусство – свидетельствует о том, что (...) язык интонаций (...) оказывается способен на более адекватное воссоздание реальности и более глубокие трансформации сознания, чем все другие – он звучит даже тогда, когда они замолкают".  То, что язык музыкальных интонаций является отличным (возможно, самым лучшим) проводником и зеркалом реальности - соглашусь; но. Всё более незаметной становится грань между интонацией музыкальной и  интонацией бытовой, разговорной. Исчезает уникальность первой и возрастает тирания второй. Соответственно исчезает и возможность погрузиться в единственное в своем роде состояние при слушании настоящей (стиль неважен) музыки. В СОСТОЯНИИ-то всё и дело, в эмоции. Ведь музыка, конечно, не раскрывает нам механизмов познания бытия, но дарит такую эмоцию, которая не может быть вызвана больше никаким другим средством - ни визуальным, ни тактильным, ни вербальным... Музыка - это сначала предвосхищение, ожидание, а потом - неизбежность погружения. А уж с чем вынырнешь, с тем и молодец - никто ж не угадает, кроме самого себя, насколько длина музыкального звука будет соответствовать длине мозговой извилины...
И в завершении - привет от Сартра:
   "Ещё несколько секунд - и запоёт Негритянка. Это кажется неотвратимым - настолько предопределена эта музыка: ничто не может её прервать, ничто, явившееся из времени, в которое рухнул мир.
     За это я больше всего и люблю этот прекрасный голос; не за его полнозвучие, не за его печаль, а за то, что его появление так долго подготавливали многие-многие ноты, которые умерли во имя того, чтобы он родился.
     Когда поёт Негритянка, меня охватывает такое безграничное счастье! Каких вершин я мог бы достичь, если бы тканью мелодии стала моя собственная жизнь!"
Вот-вот: "людей уносит музыка в дерзающий полёт" - вторит философу поэт Городецкий... :-)
С детства ненавижу музыку.
Но жить без нее не могу - ЛЮБЛЮ потому что.

А это уже от меня:

Моя музыка заболела,
моя музыка замолчала,
а вчера ведь еще звенела
и своим си-бемоль звучала...

Мне струну подтянуть - какую?
Клапан нужно какой проверить?!
Может, снова размер измерить?!!
Ты скажи, а то я психую...
 

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments