Lenya (lenya) wrote,
Lenya
lenya

Category:

Сказкопад продолжается. Иммануил Кант

         Здравствуйте, в эфире радиостанции «Восток России» программа «Культ личности» и ее ведущий Леонид Бляхер. Герой нашей передачи – Иммануил Кант.

 Имя Канта вошло в сокровищницу мировой культуры. Естествознание и философия, этика и политика – трудно найти человека, который оставил бы больший след в этих областях. Но, как говорил сам Кант, главное произведение мыслителя – это его жизнь. Главным же делом своей жизни он считал этику, учение о морали. Именно это произведение – жизнь философа – оказалась затенена его текстами. Знаменитые «Критика чистого разума», «О Божьем мире», «Пролегомены» изучаются и комментируются уже более 200 лет.

 Вот биография ученого вызывает гораздо меньший интерес. По существу, рано или поздно, биограф сбивается с рассказа о человеке, на рассказ о его творчестве, на комментарий. Причина здесь почти понятна. Биография Канта на редкость бедна событиями. Особенно, если сравнивать ее с яркой придворной биографией Бэкона, судьбой солдата-наемника Рене Декарта и других великих мыслителей.

 

Кант родился, жил и умер, не выезжая из Восточной Пруссии. Большая часть его жизни прошла в стенах Кенигсбергского университета. Здесь он окончил курс, защитил докторскую и профессорскую работы. Здесь служил приват-доцентом, профессором до самой смерти. О популярности его лекций ходили легенды. Как и о его странном, размеренном, каком-то нарочито упорядоченном быте. Говорили, что по прогулкам профессора часовщики Кенигсберга сверяли время. За годы жизни Кант отказался от огромного количества блестящих предложений. Его звали в Берлин, Вену, Геттинген. Объяснял он отказ просто: очень не хочется переезжать. Единственный раз в молодости он покинул город, когда возникла необходимость заработать деньги на продолжение университетской карьеры. 

 Столь же небрежно относился Кант к своим трудам. Кроме трех знаменитых «Критик», которые так и не были оценены современниками и диссертаций, которые было нужно оформлять, Кант писал на чем угодно. Из 16 томов его собрания сочинений 10 составляют черновики, написанные на случайном клочке бумаги, полученном письме, чужой книге. Именно здесь исследователи находят самые острые и интересные мысли. Люди, приезжавшие в Кенигсберг на «паломничество» к Канту, поражались «несерьезному» выражению лица великого профессора. Кант отвечал на это очень просто: «Серьезное, умное лицо бывает у идиота, у того, кто думает с трудом. Для меня же думать, легко и привычно».  

 Нам крайне мало известно об интимной жизни Канта. Свой единственный опыт близкого общения с прекрасным полом он оценивал весьма скептически: «Такие усилия и столь незначительный результат». В доме, где приват-доцент, а затем профессор жил с единственным слугой всегда было множество учеников. Кант любил и ценил живую беседу, спор. Но, вот, о его друзьях история умалчивает. Кант, по воспоминаниям студентов, отличался оптимизмом, жизнелюбием, имел легкий, общительный характер. В приятелях у него был весь Кенигсберг. А вот друзей не было. Создается впечатление, что Кант сознательно уходил от каких бы то ни было близких отношений, душевных привязанностей. Почему? Ответить на этот вопрос, и помогает его этика.

 В душе человека, считал Кант, борются два существа: человек физический и человека моральный. Физический человек хочет есть и пить, испытывает алчность и вожделение. Он злобен, завистлив, труслив и жесток. Моральный человек, напротив, склонен к благородным движениям души, честен и справедлив. Проблема, однако, в том, что именно физический человек обеспечивает выживание. Он действует в силу необходимости к самосохранению.

 Так, огромное большинство людей ходят на службу, просто потому, что им нужно есть и пить. А пищу и еду нужно на что-то покупать. Потому же мы десятки раз подумаем, прежде, чем сказать начальнику все, что мы о нем думаем. Ведь в его власти лишить нас жалования, а значит – средств для выживания. В обществе, которое сконструировал «человек физический», люди действуют наподобие дрессированной собачки в цирке: прыгнешь через обруч, получишь конфетку, не прыгнешь – плетку.

 

Этот мир Кант называет «царством природы» или «царством необходимости». Нравственность в нем невозможна. Ведь любой нравственный поступок не только не вознаграждается, а жестоко карается обществом, ориентированным на выживание. Хорошо сконструированное общество, по Канту, подобно «ансамблю дьяволов», которых божественная мудрость соединила так, что вместе они поют божественную мелодию притом, что каждый издает дикие звуки. Именно злоба, зависть и похоть каждого ведут к выживанию всех. Столь же невозможна в этом мире свобода. Какая уж свобода у цирковой собачки?

 

Этому миру тотальной необходимости противостоит мир нравственности или мир свободы.  Человек подлинно нравствен, если его доброе дело не продиктовано необходимостью, если он его совершил… просто потому, что так хочется. Точнее, потому, что это соответствует его нравственному закону. Я считаю, что это правильно, и только поэтому поступаю так, а не иначе. Только такой человек, действительно, свободен.

 

Образец  свободы и дает Кант своей жизнью. Он отказывается от предельно лестных предложений сильных мира сего, поскольку тогда он попадает к ним в зависимость, теряет свободу. Он избегает роскоши. Ведь ее будет больно терять. Даже профессорское звание он принимает только тогда, когда убеждается, что прекрасно может без него обойтись. Ведь приват-доценты в Германии не получали жалованья. Им платили сами студенты, записавшиеся на их курс.

 Но больнее всего доставлять неприятности  близким людям. Ведь твои родные и друзья не виноваты в том, что у тебя нравственность в острой форме. Значит – считает Кант – их, близких людей, не должно быть. И их не было. Кант прожил жизнь, избегая роскоши, душевных привязанностей. Он компенсировал это высшей роскошью: роскошью свободы. Он отказывал монархам и министрам, но помогал случайно встреченным прохожим. В период, когда  Наполеон повелевал Европой, а король Пруссии пресмыкался перед «Корсиканским выскочкой» как раб, Кант читает антинаполеоновские лекции в университете, призывает бороться за свободу Германии. «Есть лишь один человек – говорил Наполеон, – которого я по-настоящему ненавижу. Это – профессор Кант. И есть один человек, которого я уважаю. Это – профессор Кант».

 Конечно, жизнь Канта – это не рецепт для подражания. Но именно такие люди дают нам подлинный образец человеческого достоинства, благородства, следования своим принципам, несмотря ни на что.

С Вами был Леонид Бляхер и программа «Культ личности». До следующих встреч.

 

Tags: литературные потуги
Subscribe

  • Мои твиты

    Вт, 09:54: Веселые времена, или Простые мысли для сохранения оптимизма - Михаил Гефтер http://t.co/K0PkZ8gsb7 с помощью @ gefter_ru

  • Мои твиты

    Пн, 07:15: Супер! http://t.co/LcW4jPChRE Пн, 10:49: Два города, два региона – одна судьба (статья для журнала "Направление - Дальний…

  • Мои твиты

    Чт, 21:46: Истории Дальнего Востока с Леонидом Бляхером. История пятая 02/06/2014 G... http://t.co/N2FE0qT3KE Чт, 21:52: Истории Дальнего…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments

  • Мои твиты

    Вт, 09:54: Веселые времена, или Простые мысли для сохранения оптимизма - Михаил Гефтер http://t.co/K0PkZ8gsb7 с помощью @ gefter_ru

  • Мои твиты

    Пн, 07:15: Супер! http://t.co/LcW4jPChRE Пн, 10:49: Два города, два региона – одна судьба (статья для журнала "Направление - Дальний…

  • Мои твиты

    Чт, 21:46: Истории Дальнего Востока с Леонидом Бляхером. История пятая 02/06/2014 G... http://t.co/N2FE0qT3KE Чт, 21:52: Истории Дальнего…