Lenya (lenya) wrote,
Lenya
lenya

Коллективно меняем ориентацию

О том, как все плохо в системе образования, писать уже надоело. Надоело писать про идиотов из министерства и гадов из внутренней университетской бюрократии. Во-первых, это уже говорено и переговорено. Во-вторых, в определенном смысле - это не важно. То есть, это внешние по отношению к образованию смыслы и явления. Есть гораздо более важные вещи. Сегодня на перемене об этом случайно зашла речь в разговоре с коллегами. И хорошо зашла.

Традиционно, на большой перемене преподаватели делятся "ляпами" с семинаров и "поражаются" слабой базовой подготовке студентов. Сегодня начиналось все, как обычно. Но внезапно разговор принял другое, гораздо более продуктивное направление. Мы преподаем (при всех инвестициях в инновации) так, как преподавали нам, как преподавали мы лет пятнадцать назад. Стараемся делать это не плохо. Но студенты стали другие. И хотят они другого. Не то, чтобы у них не было эрудиции (такие, конечно, есть, но они были всегда). У них другая эрудиция. И устремления другие. Другой жизненный опыт, чем был у их сверстников пару десятилетий назад. Он не лучше, он другой.

Они гораздо более фактографически подкованы, чем были мы в их годы (спасибо вике и, шире, интернету). С другой стороны, у них гораздо меньше интерпретационных моделей. Они больше знают, но меньше понимают. Основой для понимания выступает почти исключительно собственный жизненный опыт. Все, выходящее за его пределы, интерпретируется в его терминах или (если это не очень существенно) в терминах первой попавшейся мифологемы. Собственно, оттуда такие странные и противоречивые данные так называемых "социологических опросов" молодежи. Поскольку моделей для понимания очень мало, каждая из них становится критически важной. Ее агрессивно отстаивают. Ведь без нее рушится картина мира. А заменить модель нечем.

Может быть и то, что я пишу сейчас, это только выстраивание моей личной "мифологии молодежи". Возможно. Бесспорно другое. Они, наши сегодняшние студенты, другие. Им нельзя преподавать так, как преподавалось двадцать и тридцать лет назад. Какие они? Не знаю. Нужно исследовать. Как преподавать? Тоже не знаю. Надо думать. Но без этого обессмысливается сам процесс преподавания. Тут-то и приходит власть чиновников. Поскольку единственной ценностью оказывается диплом. Само образование становится только обрядом инициации, посвящения во взрослые.  А диплом выдают они (чиновники). Если же додумать, найти ту новую форму, которая превратит знание в понимание, в умение думать, принимать решения и т.д., то чиновник становится неважен, как и вся сложная социология университетов.

Какая разница, как организован университет, если есть преподаватель, который дает что-то жизненно важное. Только преподаватель и студенты оказываются сущностью. Все остальное - тень. И, как говорил Ученый из пьесы Е. Шварца: "Тень - знай свое место".
Tags: образование
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →